Неделя на Балканах
Версия для печати (формат MS Word, 191kb)
Болгария, Боровец, 05.02.2001 – 12.02.2001
Немного о себе: на тот момент мне было 24, на лыжах катаюсь с не помню скольких лет (то ли с пяти, то ли с шести), но никто меня специально этому не учил, всё постигал сам, посему никакой специально поставленной техники у меня нет, хотя все говорят, что езжу очень неплохо. Сам свой класс катания оцениваю как «чуть выше среднего».
Желание поехать в горы было очень давно, но возможность появилась недавно. Почему именно Боровец? Сначала была мысль поехать в Словакию, но при изучении лыжных мест на Балканах и Татрах выяснилось, что Болгария выглядят более предпочтительнее. Я выбрал Боровец и не пожалел!
Ездил от тур-оператора «Балкан-экспресс», отель «Рила» 3*. Выбрал тур, предоставил все необходимые документы, оплатил, забрал билеты и ваучер и тут оказывается… что рейс «Москва-София» - транзитный через Киев, о чём в агентстве скромно умолчали. Хотя, уже потом я подумал и пришёл к выводу, что это было даже скорее плюсом, не смотря на все неудобства типа часового торчания в киевском аэропорту «Борисполь» и опаски за свой драгоценный багаж, состоящий их практически новых Head Cyber X60. Плюсы – в том, что рейс был регулярный, а не чартерный, и самолёт (Boeing 737) был заполнен максимум наполовину, а после Киева – так вообще процентов на 30… И украинская авиакомпания SweetAir оставила очень благоприятная впечатление. Таможенники меня вообще за своего приняли из-за украинской фамилии.
Вылетаем из Москвы. Температура –19оС. В Киеве -9оС. София +15оС. Всё, думаю, плакало моё катание на лыжах… Ан нет! Рано расстроился. Приехали в Боровец – около нуля, но очень мало снега, хоть это и не бросается в глаза. Дорога из Софии в Боровец была достаточно живописна: горные озёра, перевалы, много извилистых поворотов. Очень красивая местность! Что сразу бросилось в глаза – дикое количество автомобилей советского производства на дорогах: где-то каждый второй автомобиль, из которых девяносто процентов составляли «копейки», а остальные десять составляли в основном «ВАЗ»-классика. Также встречались «Нивы», «восьмёрки»-«девятки», несколько раз попадались «Москвичи»-2140 и 2141. Кстати, на «Нивах» у них там вообще ездит полиция.
Отель превзошёл все мои ожидания! С турецкими 3* не идёт ни в какое сравнение. «Рила» была как раз отремонтирована перед этим сезоном. В отеле есть всё, что нужно для того, чтобы жить абсолютно не выходя из отеля: лыжехранилище, прокат и ремонт лыж, бары, сауна, массаж, куча мелких магазинов: медикаменты, сувениры, спортинвентарь (в основном, естественно, горнолыжный), продукты (где цены, надо сказать, были ниже московских), фотостудия, детский сад, лыжная школа. Номер выглядел очень пристойно! Красивая мебель, телевизор с двадцатью пятью каналами (6 болгарских, куча немецких, несколько греческих и почему-то ОРТ), телефон, туалет, ванна и балкон, с которого открывался просто потрясающий вид на лыжные трассы. Особенно поразила моё воображение трасса (точнее – её заключительная часть) с левой стороны от отеля: уклон где-то 45 градусов продолжительностью около 100 метров. От выхода из гостиницы до ближайшего подъёмника – метров тридцать, если не меньше.
В первый день, естественно, покататься не удалось, т.к. приехали где-то в 15:30, а в 16:00 катание уже закончилось. Зато на следующий…
Я по своей неосведомлённости рванул сразу на ближайший подъёмник, совершенно не подозревая о том, что на тех трассах, куда он ведёт, снега, мягко говоря, маловато. Если сверху, на высоте около 2300 всё было более-менее, то при подъезде к гостиницам из снега всё больше торчали камни и корни деревьев, а кое-где и голая земля, которую издали трудно было разглядеть. Весь первый день я прокатался там, а на второй решил прокатиться на фуникулёре. Поездка на нём занимает около 20 мин, а высота, на которую он поднимает – 2350 (вершина Ястребец). Вот, оказывается, где весь народ-то катается! В последующие дни именно по причине отсутствия снега внизу на фуникулёр с утра стояла огромная очередь (минут на 30-40), но ничего не оставалось делать: либо стоять в ней, либо выходить из отеля минут на 20 раньше, чтобы раньше оказаться на верху, либо позже, когда она уже рассосётся. Но очередь внизу была только с утра, весь народ поднимался наверх и катался либо от конечной до промежуточной станции фуникулёра, либо забирался ещё выше, на Маркуджик, где есть 3 подъёмника типа «drugging».
После подъёма на Ястребец и сделав несколько фотографий на память, решил испытать склоны… Очень неплохо, однако! Особенно после подмосковных горок! Лесная растительность заканчивается где-то на высоте 2200, а дальше почти всю поверхность горы покрывают какие-то карликовые хвойные деревца (как я их назвал – карликовые ёлки), высотой от 50 см до метра, как выяснилось позже – как нельзя подходящие для того, чтобы падать в них на большой скорости. Растут они достаточно густо, и если смотреть издали, можно подумать, что это никакие не ёлки, а обычная трава.
От Ястребца вниз до разветвления трасс можно ехать непосредственно по трассе (как все), а можно выпендриться и поехать под опорами канатной дороги, где спуск достаточно сложный и иногда опасный. Трасса узкая, ограниченная с боков этими самыми елками, да и «ноги» огромных металлических опор удобства при спуске не добавляют. Съезжать надо очень медленно, плавно объезжая опоры, ямки и т.п., но можно и быстро, но так, чтобы не разгоняться свыше критической скорости, иначе можно улететь в ёлки. Именно так я узнал, насколько они мягкие. Но нет худа без добра: на этом участке был самый лучший снег! После того, как трасса под опорами сливается с основной, идёт новое раздвоение: одна трасса уходит наверх, на вершину холма, а вторая, достаточно узкая, идёт ниже. На холм, если хорошо разогнаться, можно заехать по инерции, правда, мне это ни разу не удавалось. Потом трассы опять встречаются и почти тут же снова расходятся, налево – красная, направо – чёрная. По красной можно некоторое время нестись, почти не снижая скорости. Главное – не проехать поворот к промежуточной станции канатной дороги, т.к. внизу ждёт отсутствие снега, а лыжи жалко. В первый раз, опять же, по неосведомлённости я поехал до самого низа и ободрал «скользячку» об камни. Чёрная же трасса представляет собой, как сейчас модно говорить, halfpipe, идущий по дуге достаточно большого радиуса. Недостаточное количество снега делало это трассу ещё более экстремальной. Здесь я обычно съезжал в полном одиночестве, только раза два или три встретил живых людей! Трасса подходит опять же к промежуточной станции канатной дороги, но с другой стороны. По этой трассе я и предпочитал ехать, если надо было спуститься от верхней станции фуникулёра до промежуточной.
Но основное катание проходило, естественно, на Маркуджике, где есть три подъёмника один или два из них – сдвоенные, т.е. это как бы 2 подъёмника, установленные параллельно на близком расстоянии. Не смотря на большое количество народа, больше пяти минут нигде стоять не приходилось. Более того, я с удивлением заметил, что самые большие очереди и больше всего народа было на трассах для чайников, которые гуськом ездили за инструкторами. Чтобы добраться до подъёмников на Маркуджике, надо спускаться с конечной станции канатной дороги (Ястребец) не по направлению к Боровцу, а в другую сторону. Самый неприятный процесс – добираться с Маркуджика до канатной дороги, т.к. надо преодолевать пешком этот самый спуск с Ястребца, который в обратном направлении становится подъёмом, хоть и не таким уж и длинным (около 100м), но если учесть, что преодолевать его приходится на лыжах или в горнолыжных ботинках с лыжами на плече, да ещё и в прилично уставшем состоянии, то, уверяю, это действительно нелёгкая задача! Впрочем, по округе ездит куча мужиков на снегоходах, которые за определённую плату доставляют наверх всех желающих.
Маркуджик – место очень красивое! Как минимум потому, что поднимаешься выше облачного покрова, и облака остаются у тебя под ногами. Лучше всего было кататься на самой дальней от Ястребца трассе, опять же по причине самого лучшего снега.. Эта трасса представляет собой вот что: сначала надо отъехать от подъёмника далеко (около 100м) вправо, т.к. спускаться можно только там, далее – вниз идёт уклон около 45 градусов, причём достаточно бугристый, который заканчивается выездом в half-pipe, а сам half-pipe заканчивается длиннющим выкатом, на котором можно разогнаться до очень неслабой скорости. Почти всё оставшееся время я прокатался там.
Было ещё одно
более экстремальное приключение с «заползанием» в местность, где отсутствовала
какая бы то ни было горнолыжная инфраструктура и последующим спуском оттуда по
целине. Дело было так… Естественно, что к каждой группе приставлен гид, который
отвечает на вопросы любознательных и любопытных отдыхающих, рассказывает про
инфраструктуру курорта, состояние трасс, помогает в решении некоторых вопросов
относительно приобретения ski-pass и т.д. и т.п. В моём
случае гидом была милая девушка лет 28-30, которую звали Нина Милкина. Как я
уже рассказывал, дорога из аэропорта Софии до Боровца проходила по достаточно
живописной местности, горные озёра, перевалы, водопады и т.п. И, спустя
несколько дней пребывания в Боровце, я заинтересовался, нет ли поблизости горных
озёр, т.к. хотелось бы лицезреть всю эту красоту поближе. Вопрос относительно
озёр я и задал нашей девушке-гиду, которая сказала, что, мол, есть здесь озеро…
Вот если подняться, говорит, на Ястребец, а потом ещё на левом подъёмнике до
конца, то на склоне одной из гор (возможно, это была Мусала - самая высокая
точка Балкан – 2925м) можно увидеть домик. Вот рядом с этим домиком и будет
озеро. Приехал я туда, посмотрел… До домика пилить и пилить… Ладно б просто
пешком туда идти, а тут же ещё и лыжи тащить надо или прямо в них туда по снегу
топать… Пока я стоял рядом с подъёмником и рассуждал о том, что, собственно,
делать дальше, увидел, что вверх по направлению к этому домику на лыжах идут
два мужичка. Ага, думаю, не один я такой. Интересно, и что им там надо? В
общем, побежал за ними (если слово «побежал» вообще можно применить к человеку,
у которого на ногах горные лыжи)! Если б я с самого начала знал, что идти на
лыжах вверх столь продолжительно оказывается не так легко, как кажется на
первый взгляд, то, может быть, и поумерил свой пыл! Кое-как я их догнал! А уж
кто с кем первым начал разговаривать, я уж и не вспомню! Оказалось – один из
них финн, а второй – англичанин, причём между собой они общались по-фински!
Финна зовут Йокко, а англичанина, честно говоря, - подзабыл, то ли Кевин, то ли
ещё как-то созвучно. Они регулярно заползают на лыжах в подобные места и
спускаются вниз по целине. В ответ я сказал, что это классно, но т.к. я в
первый раз на таком мероприятии, то для меня это может быть слишком экстремально,
причём при моих словах англичанин заметно повеселел. Надо сказать, что до того
домика мы так и не дошли… Будь я один, м.б. я и пошёл бы туда, хотя путь до
него оказался заметно длиннее, чем казалось от подъёмника. От подъёмника
кажется, что достаточно залезть на первый холм, спуститься и залезть на
следующий, и ты уже у цели! Но в реальности там таких холмов оказалось поболее
одного. В конце концов, финн сказал, что дальше идти нельзя просто потому, что
это опасно, и мы начали готовиться спускаться вниз. Как раз во время этого
отдыха и была сделана одна из фотографий.
Спуск был действительно достаточно экстремальным. Мы ехали по крутому склону, скрытому от солнечных лучей, поэтому очень хорошо сохранившему снежный покров. Но куски глубокого снега чередовались на нём с ледяными участками. Спустившись, мы попали в ущелье, по которому вела едва заметная лыжная тропинка. Эта тропинка и вывела нас к какому-то строящемуся зданию, напоминавшему мне большой сарай. Англичанин сказал, что это будет отель 5*, но я, честно говоря, не понял, пошутил он или нет. Финн тут же начал шутить, что туристов сюда будут сбрасывать с парашютом. От себя замечу, что в эту местность, действительно, реально попасть только на вертолёте! Ведь должны же были туда как-то доставлять стройматериалы для этого самого «сарая». Рядом с «сараем» мы устроили небольшой привал, минут на 10-15. Кроме нас там ещё было человек десять, которые, сняв лыжи, загорали, раздевшись по пояс или даже поболее. Солнце, надо заметить, жарило здорово, и я тоже решил малость позагорать, но, вспомнив предостережение гида и рассказы о том, что много людей возвращается с Маркуждика с сильными солнечными ожогами, на всякий случай намазал открывшиеся солнцу части тела солнцезащитным кремом.
Дальнейший путь был достаточно лёгок, и уже минут через десять мы были внизу у подъёмника, где я сделал ещё несколько фотографий, на которых есть и финн, и англичанин.
Что касается людей в Боровце, то там была просто масса различных национальностей. Около 90% составляли англичане, надо заметить, люди довольно общительные, я даже с ходу не могу припомнить, со сколькими из них я общался непосредственно. Особенно мне запомнился один дедушка, с которым я по какому-то странному стечению обстоятельств почти каждое утро в отеле ездил вниз на лифте. Он каждый раз говорил, что он из Англии, из графства Suffolk, и спрашивал, откуда я. На мой ответ, что я из России, он каждый раз искренне удивлялся: «Russia? Really???», Кроме англичан я общался с немцами: очень приятные люди из Берлина. Это была немецкая семья с ребёнком. Они как раз приехали в день моего отъезда и попросили меня сфотографировать их на фоне карты трасс Боровца, что я и сделал, а потом их батя сфотографировал и меня на фоне той же карты. Также были голландцы, с ними я был вместе в сауне. Крепкие ребята! Не знаю, может они там у себя в Голландии парятся по три раза в неделю, но в сауну они вошли одновременно со мной, я уже уморился, вышел, охладился, вошёл ещё раз, вышел… А они всё сидят! И не потеют! Я поначалу думал, что это немцы, уж больно их голландский язык напомнил мне немецкий, но когда я прислушался… Не, думаю, это не немецкий, а что-то другое. Потом они у меня что-то спросили, и мы, собственно начали разговаривать, и в процессе этого разговора они и признались, что они из Голландии. Ещё один раз я ехал в фуникулёре с тётенькой из Дании, которая очень хорошо говорила по-английски. Я понимал всё, что она говорит, но сам говорил значительно хуже. Она даже пошутила, что вот, мол, два человека, из Дании и из России, английский язык ни для одного из них не родной, но на нём общаются! Оказалось, что она была в Боровце пятнадцать лет назад, там было всё по-другому, и её отдых омрачился тем, что её дочь сломала ногу. В основном всё общение между незнакомыми людьми происходит именно в фуникулёре, атмосфера там такая, располагающая к этому делу. А что ещё делать в течение двадцати минут, пока кабинка медленно ползёт вверх? Можно рассматривать склоны, по которым предстоит спускаться, можно просто любоваться природой, а можно спросить у попутчиков, где лучше всего кататься, где самые лучшие трассы, ну и потом, как их зовут, откуда они, чем занимаются. Народ, надо сказать, попадается очень разношёрстный. Также один раз, тоже в фуникулёре, сел рядом с каким-то мужичком… Проехали некоторое расстояние, и тут он меня о чём-то спрашивает по-болгарски… Я, естественно ничего не понимаю, по-английски ему это говорю, и тут же вставляю: «I’m from Russia! Do you speak english?», и тут он практически без акцента говорит: «А-а, Россия! Что ж, будем говорить по-русски!». Оказалось – местный болгарин. Надо сказать, по-русски говорят девять из десяти болгар, а остальной один как минимум по-русски понимает. Так вот, этот болгарин и рассказал, что в этом году в Боровце снега не было до первой декады января, чего не было уже лет пятьдесят! А часть инфраструктуры Боровца (как минимум – все подъёмники) продали частным владельцам. От себя замечу, что подъёмникам это пошло только на пользу: ввели систему ски-пассов на основе карточек со штрих-кодом, что, на мой взгляд, очень удобно. В процессе к нашему разговору подключился ещё один человек, который тоже стал говорить по-русски, но с каким-то непонятным для меня акцентом. Оказалось – советский эмигрант, ныне живущий в Израиле. Акцент у него после нескольких часов общения пропал. Так мы и договорились кататься втроём, однако болгарина мы потеряли после первого же спуска. Мы сели в одну кабинку фуникулёра, он вроде как должен был сесть в следующую… Наверху мы его прождали минут двадцать, он так и не появился. Зато мы в фуникулёре ехали с кипрскими греками (!). Вот уж не знал, что и такие народы на горных лыжах катаются! Темпераментные ребята! Когда узнали, что меня Кириллом (имя-то греческое) – давай сразу чуть ли не обниматься! А их глава семьи очень хвалил красоту Москвы и долго вспоминал, как называется храм Василия Блаженного… По-английски он его называл church of Saint Basile. Когда мы ему напомнили название, он сказал по-русски: «Очень спасибо!», а нам пришлось его поправить, сказав, что правильно будет не «очень спасибо», а «большое спасибо».
К русским болгары относятся очень хорошо, если не сказать большего! Наверно, помнят освобождение Болгарии русскими от ига Османской империи. Тёплое отношение я чувствовал везде, при общение с любыми местными: в отеле, в барах и т.д.
Кстати, о барах. В Боровце их великое множество. Улицы курортной зоны Боровца состоят сплошь из них. Цены – значительно (в 2-2.5 раза) ниже московских баров. Для примера могу сказать, что в среднем я обедал на 4-5 USD. Хотя, замечу, что ем я мало! Обед обычно состоял из супа (обычно это был пилешко суп – куриный суп), шашлыка из курицы (пилешко шишче - 4 кусочка весом около 100 гр.), салата либо «Русского», он же «Оливье» (хотя попадались бары, где утверждали, что это не одно и то же), либо салата по-шопски, пива, либо кислого молока с мёдом. Салат по-шопски – это вещь! Из себя он представляет смесь огурцов, помидоров, перца, лука и брынзы. Всё это уложено слоями, т.е. снизу - немного лука, затем – перец, затем – помидоры, затем – огурцы, и сверху – брынза. Под пиво идёт на ура! Кислое молоко (кисело мляко) – тоже классная вещь. У них оно киснет как-то хитро, большими кусками, и по консистенции напоминает нечто среднее между творогом и молочным желе. С мёдом – просто супер! Также к болгарским национальным блюдам относятся фаршированный перец и блинчики с сыром (палачики).
Что касается цен, то суп стоил 1.5-2 лева, салат-по шопски – от 1.5. до 2 левов, шашлык – 2 лева, пиво – от 1.5 до 2 левов. 1 лев по курсу то время был тождественно равен дойчмарке.
По поводу пива: самыми известными сортами там были «Астика», «Леденика», «Загорка» и «Плевен». Честно скажу, что пробовал только «Загорку» и «Астику», из которых мне гораздо больше понравилась «Загорка», я даже покупал её в бутылках и таскал в номер, дабы потребить её после сауны. В бутылках «Загорка» там стоила от 60 стотинок до лева за пол-литра. Кстати, местная виноградная водка (ракия) тоже очень ничего! Болгары пьют её подогретой до состояния кипятка.
Сначала я пытался ходить в разные бары, но на третий день поисков забрёл в бар под достаточно заурядным названием «Fantasia»… Все оставшиеся обеды я ходил только туда! Такое ощущение, что этот бар был русским местом Боровца, т.к. нигде, кроме этого бара, русских в Боровце я больше не видел! Причём, кроме русских в этот бар мало кто забредал. Там даже ставили русскую народную музыку из серии «Валенки-валенки». Каждого впервые прибывшего гостя угощают ста граммами подогретой ракии. Под конец моего хождения туда хозяева меня под конец, конечно, приметили и стали обслуживать как особого гостя. Оказалось, что Кирилл – достаточно популярное имя в Болгарии (опять же – благодаря Кириллу и Мефодию), только болгары почему-то говорят не «КирИлл», а «КИрилл», т.е. с ударением на первый слог.
В последний день катания вдруг откуда ни возьмись появились тучи. Кататься в облаках оказалось очень интересно! Особенно забавно видеть как люди, которые только что стояли рядом с тобой, отъезжают и скрываются в проплывающем рядом облаке. На Маркуджик и Ястребец облака сели очень плотно. Видимость критическая – метров пятнадцать. Внутри облаков было как-то невероятно сыро! Вот и откатал я здесь последний день…
В день вылета кататься я, естественно, уже не стал, т.к. до 12 часов дня надо сдать номер. После сдачи номера, пока ждал автобуса, чуть побродил по окрестностям с фотоаппаратом. Была облачность. Внизу снег стаял ещё больше, и земля уже зияла вовсю. Час езды до аэропорта Софии. Вылет. Опять киевский «Борисполь», очень боялся, что не сможем сесть из-за тумана. Родители позвонили на мобильник и сказали, что в Москве очень плохие погодные условия: сильнейшая метель! Да вроде ничего… Сели там, где и должны были – в «Шереметьево-1». Здравствуй, Москва!
(c) 2002 Кирилл Чернобривец